Главная » 2010 » Ноябрь » 23

Современный этап развития общества характеризуется высоким уровнем его организации, все более интенсивным втягиванием людей в политику. Сегодня даже если человек не интересуется политикой, она интересуется им. Поэтому лучше разумно и здраво участвовать в процессе, чем вызывать отрицательные последствия для себя же, пряча голову в песок.

 

Хотя мы часто употребляем термин «политика», его определение дать не просто. Есть целый ряд подходов к определению политики, в зависимости от школ и учений. В современной политологии политика часто употребляется через государство. Здесь есть 2 тенденции: классовый подход и понимание государства в категориях деятельности правительства.

 

Классовый подход, характерный для марксизма, рассматривает государство как общественную организацию и одновременно как аппарат принуждения для реализации воли господствующего класса. Поэтому политика здесь связывается с разделением общества на классы. Классовая борьба идет прежде всего за завоевание государственной власти, а затем – за ее удержание и закрепление. Согласно этой теории политику можно определить как сферу классовой борьбы связанную с государством.

В Американской и Французской политологии имеет влияние управленческий подход, связывающий политику с управлением государственными делами, особенно со стороны правительственных структур и лиц, осуществляющих государственную власть. Но ряд западных политических школ опровергает этот подход, считая,  что политика – это не наука о государстве и праве.

 

Безусловно, государство – это центральная и наиболее универсальная организация общества. Через государство осуществляются нормы права, и оно обязывает всех исполнять эти нормы. Государственная власть осуществляется с помощью различных структур и организаций. По этому под политикой также понимается сфера взаимоотношений между государством и другими организациями, их взаимодействие, взаимная поддержка и урегулирование конфликтов. Если это так, то государство обладает монополию на политическую деятельность, если под ней понимать установленные в обществе обязательные для всех правовых норм и обеспечение их выполнения. Но в процессе осуществления гос. власти возникают такие отношения, которые не могут и не должны регулироваться нормами права. Это понимание легло в основу социологического подхода. Он заключается в том, что в политике мы имеем дело с коллективными общественными субъектами – народами, крупными объединениями и общественными движениями, которые по сути являются решающими субъектами политики, действующими через своих представителей, организованных в партии, союзы и политические объединения.

Категория: Политология | Просмотров: 4724 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (23)

В реальной жизни каждый человек выступает в качестве субъекта политики и ее инструмента. Поскольку личный опыт большинства людей формируется как опыт потребителя, а не творца, то политика в обыденном сознании обычно связывается с обманом и принуждением. И макроуровень политических событий остается «за кадром». В основе политических явлений современной жизни лежат 3 основные группы ценностей: 1) безопасность и национальная независимость, 2) свобода и конституционный порядок и 3) развитие экономики и благосостояние народа. Эти ценности равнозначны, взаимозависимы и не могут быть реализованы за счет друг друга. Их детализация является предметом различных политических доктрин, а конкретизация в виде программных целей – основная задача любой политики.

Политика обусловлена экономическими интересами больших общественных групп. Эти интересы и выступают как социальная причина политических действий. Они находят отражение в политических идеях и программах.

Но политика не является просто следствием экономики. Политическая деятельность имеет высокую степень самостоятельности и даже может при определенных условиях стать абсолютно независимой сферой общественной жизни и сама влиять на экономику, определяя ее развитие. Неизбежным результатом становиться серьезные деформации общественной жизни, экономические и политические кризисы. В тоже время политика, плетущаяся на поводу у экономики, будет неэффективной. Поэтому власть должна правильно понимать законы экономического развития и строить политику и их учетом.

Категория: Политология | Просмотров: 1109 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

Одним из основных понятий политологии является категория власти. Американский. Политолог Парсонс говорил: «Власть занимает в анализе политических систем место, схожее с тем, которое занимают деньги в экономических системах». Власть – это суть любого политического процесса. Макс Вебер: «Власть – это когда можно навязывать волю всем объектам власти, несмотря на сопротивление».      Выделяют чистую власть – власть-могущество, власть-силу. Такая власть предполагает применение санкций, в т.ч. и физического насилия, как нормального способа разрешения социальных проблем, причем ограничений в применении насилия не существует. Если насилие возводится в абсолют – это, по выражению Бертрана Рассела, «голая власть». В политике такая «власть-сила» считается властью слабой. Пушки – последний довод королей. Почему? Потому, что:1)      никаких других властных ресурсов, кроме силы, у субъекта власти нет. Поэтому любое ослабление силы мгновенно разрушает конструкцию власти. Возникает бунт. 2)      Это признак интеллектуальной слабости власти, т.е. неумение разрешать конфликт в рамках хотя бы относительной стабильности.3)      Власть, опирающаяся только на силу – это власть, экономически и социально неэффективная, т.к. весь потенциал затрачивается на создание силовых структур.Понятие власти многозначно. Говорят о родительской власти, о власти над природой и т.д. Можем определить власть как способность оказывать волевое воздействие на кого-либо и вызывать подчинение. Власть возникла вместе с человеческим обществом и вместе с ним прошла долгий путь развития.Политическая власть охватывает все сферы человеческой деятельности. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворении волевых устремлений, поддержании целостности общества и общественного порядка. Выделяют 3 уровня власти: 1) власть вообще, 2) политическая власть, 3) государственная власть. Схема соотношения видов власти:1)                       власть вообще объединяет все виды власти: родительскую, семейную, военную, финансовую и т.д.2)                       политическая власть – часть власти вообще, нона более высокой уровне. Она связана с отношениями больших социальных групп, имеющих возможность (экономическую, психологическую, физическую) навязывать свою волю другим группам и реализовывать свои интересы3)                       государственная власть – высший уровень власти, ее ядро, возникшее вместе с государством.
Категория: Политология | Просмотров: 6102 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Под субъектом понимают носителя практической деятельности, источник активности, направленный на объект. Субъекты политической власти – это группы людей или люди, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К субъектам политической власти относятся:            1) социальные общности (классы, группы, этносы); 2) государство; 3) политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия; 5) лидеры; 6)  личная власть; 7) индивиды в рамках определенных процессов (митинги, выборы и т.д.).
Категория: Политология | Просмотров: 15853 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (5)

Лидерство (от англ. Leader – вождь, руководитель, тот, кто ведет) – один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет деятельность всей группы, принимающей и поддерживающей его действия.

Исследование лидерства является предметом изучения многих наук: психологии, психиатрии, социологии, социальной психологии. В политологии же лидерство (в первую очередь, политическое) рассматривается как важный механизм регулирования отношений субъектов политики – людей, групп, институтов – в сфере политики.

 Проблема лидерства очень давно интересовала людей. Еще в древней мифологии и традиции вожди часто наделялись сверхъестественными качествами. Египет, Сиам – обожествление владык. Китай – «сила дэ». Историки Античности в центр своего повествования помещали лидеров – царей и полководцев (Геродот, Плутарх, Тит Ливий, Светоний). Этот же взгляд на историю развивали и средневековые европейские богословы, обосновывавшие власть государя Божьей волей (Фома Аквинский).

Из мыслителей Возрождения взгляды на роль личности в истории наиболее интересны у Макиавелли. Он не сводит политический процесс только к действиям героев и различает активных и пассивных его участников: это и монарх, и простолюдин, выходящий на площадь для поддержки своего государя или для бунта против него, и ростовщик, спонсирующий политика. Действия лидеров стимулируются главным образом врожденными дурными страстями. Макиавелли считает, что правитель должен изучать и использовать вкусы и наклонности подданных.

Категория: Политология | Просмотров: 8040 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Существует множество мнений относительно самого понятия «политическое лидерство». Одни исследователи (напр., Ж.Блондель) рассматривают его как способ организации власти, основанный на умении сплотить граждан в совместной деятельности, а под лидером понимают лицо, за которым общество признает право на принятие решений, и который несет ответственность за их последствия. Другие считают, что лидер – это тот, кто содействует, помогает, а не тот, кто отдает приказы. В наших словарях лидер – это глава политической организации, партии, профсоюза. Более компромиссная точка зрения – в современных условиях лидерами являются авторитетные субъекты политического процесса, не обязательно занимающие высокие посты, но способные к консолидации различных социальных групп для решения проблем общественного развития.

 

Лидер может завоевать авторитет при наличии следующих условий:

 

·        если у него есть четкая программа деятельности, соответствующая тенденции развития общества;

 

·        если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за ее воплощение в жизнь;

 

·        если он способен создать систему политического руководства, обеспечивающую возможность вести за собой последователей на реализацию принятой программы;

 

·        если он может создать морально-психологический климат, обеспечивающий наиболее благоприятные условия политической жизни.

Категория: Политология | Просмотров: 3271 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Понятно, что каждый лидер обладает специфическими характера, методами руководства, воздействия на массы. Исходя из ряда критериев, можно выделить различные типы лидеров. Одна из старейших классификаций лидеров (Макиавелли и др.): лидеры делятся на лис и львов. Идеальный тип – политик, обладающий сокрушающей силой и твердостью льва и хитростью и ловкостью лисы.

 Классиком типологизации лидерства считается Макс Вебер. Он понимал под лидерством способность обдавать приказы и добиваться повиновения. Вебер различал 3 типа лидерства: 1) традиционное, 2) рационально-легальное и 3) харизматическое.Традиционное основано на вере в святость традиций. Например, старший сын короля после его смерти становиться сам королем.Рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, базируется на вере в законность и разумность существующего порядка. Лидер-чиновник выступает не как личность, от которой исходит власть. А как представитель, агент государственной системы. Большинство политологов связывают этот тип лидерства с индустриальным обществом, где лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетенции, двигаясь по ступенькам бюрократической карьеры. В современном обществе лидер-бюрократ стал основной фигурой. Вебер связывает два этих типа рутинными. А вот харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие «харизма» заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает «боговдохновленность». Этот термин применяется к личности, выделяющейся из среды обычных людей, которая считается наделенной сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Причем неважно, действительно ли эти способности столь необыкновенны, главное, чтобы их такими видели последователи. И если бюрократическое лидерство безлично, то харизматическое носит глубоко личностный характер. Большинство политологов считают, что харизматическое лидерство особенно характерно для тоталитарных структур и режимов (исключения: Де Голь и др.). Представляется, что для СССР был характерен смешанный традиционно-рациональный тип лидерства, а для современного постиндустриального общества –смешанный рационально-харизматический ( Клинтон, Блэр – из-за СМИ).
Категория: Политология | Просмотров: 6351 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Согласно Веберу, изначально лидер появляется либо в результате социального конфликта, либо сам создает такой конфликт. Механизм завоевания власти харизматическим лидером предусматривает ряд вариантов:

 -- поиски нового харизматического лидера;-- назначение приемника такому лидеру административным аппаратом;-- назначение приемника прежним харизматическим лидером;-- передача власти по наследству;-- передача харизмы от одного лица к другому;-- создание харизмы в другом человеке при помощи ритуала.

Передача власти по наследству успешно осуществляется не только в монархиях, но и многими диктаторами (Ким  Ир Сен -> Ким Чен ИР, Хафез Асад -> Башар Асад). Момент передачи власти – это самое слабое звено в механизме ее реализации, он чаще всего используется оппозицией для организации выступлений. Очень сложно передать харизму от одного лица к другому. Влиятельные политические группировки, ведущие борьбу за власть, далеко не всегда готовы признать право на власть преемника харизматического лидера. В силу ряда особенностей социальной психологии более надежный способ передачи власти – создание харизмы в другом человеке при помощи ритуала (миропонимание и т.д.).

 Механизм выдвижения лидера в зависимости от особенностей политического режима, традиций, ситуаций в стране могут быть разными. При режимах с организацией власти по принципу пирамиды, при отсутствии демократических традиций и норм, в условиях их выдвижения является многолетнее выполнение правил игры. В этом случае наверху сказывается не самый инициативный, а самый послушный.
Категория: Политология | Просмотров: 2987 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

Политическая система – одна из центральных тем курса «Политология». Это совокупность институтов, норм, идей и отношений, при помощи которых работает политическая власть. Это одна из систем (подсистем) общества, вместе с социальной, экономической, правовой, культурной, идеологической и др. системами, но имеет свою специфику:
1)   через нее осуществляется власть в обществе – принимаются решения, обязательные для всего общества;
2)   это часть надстройки в обществе, она определяется базисом – способом экономического производства в данном обществе;
3)   она самостоятельна, т.к. имеет специальный механизм взаимодействия структурных элементов, функций и ролей;
4)   политическая система создает т.н. «политическое общество» - совокупность людей и групп, наделенных политическими функциями и создающих политические институты;
5)   политическая система является регулирующей по отношению к другим общественным системам (подсистемам).
Категория: Политология | Просмотров: 9509 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

В мире сейчас около 190 государств. У них разные полит. системы, но они имеют схожие черты, позволяющие их систематизировать. С середины Х|Хв. Пытались классифицировать только западные ПС. Представительная демократия считалась идеалом, а недемократические системы рассматривались как отклонение от идеала. Но в новых, постколониальных, развивающихся странах выявились черты ПС, не позволяющие рассматривать большинство стран мира просто как отклонение. Нужно было выработать критерии, позволяющие изучать системы недемократические или только внешне демократические.
Марксистская типология исходила из социально-экономическаой формации и выделяла рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую полит. системы. Каждое из этих названий указывает еще и на правящий класс. В рамках этого же подхода выделяли военную и гражданскую систему правления, национально-демократическую или буржуазно-демократическую системы. Немарксистская политология исходила из  других критериев.
До ХХв. Смешивали форму правления (республику, монархию и их виды)  и полит. режим. Категорию политического режима стали выделять лишь в ХХв. В зависимости от полит. режима выделяют демократическиеавторитарные и тоталитарные полит. системы. В демократической ПС действуют механизмы контроля граждан над властью, сфера деятельности готорой ограничфена. В авторитарной и тоталитарной полит. системах власть господствует над индивидом и обществом, резко ограничивает права и свободы, причем в тоталитарной ПС власть всеобще, она везде, и граждане ее боготворят – либо из страха, либо по убеждению.
Категория: Политология | Просмотров: 2031 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Государство в структуре политической системы общества занимает осн. место. Это важнейший политический орган власти. Государство характеризуется рядом черт, отличающих его от других институтов полит. системы общества. Среди них можно выделить следующие:
1) гражданство или подданство. Принадлежность к государству – это общественная необходимость, т.к. она определяет политический и социальный статус, права и свободы. Лица без гражданства называются апатридами (а…т patris-родина).
2) право на применение законного насилия. Государство имеет специальные органы принуждения, которые можно применять в ситуациях, оговоренных законом.
3) суверенитет. Гос. Суверенитет делится на внешний и внутренний. Это означает, что государство обладает высшей и неограниченной властью внутри страны, а др. государства должны считаться с этим и уважать этот принцип. Суверенитет всегда ограничен реальными отношениями. Нет страны, обладающей абсолютным суверенитетом.
4) Всеобщий характер. Государство распространяет свое влияние на всех граждан, находящихся на его территории, включая и граждан др. государств. Дипломатический иммунитет не освобождает их от исполнения законов страны, на территории которой они находятся.
5) Деятельность в рамках установленных законов. Государство и его органы действуют в соответствии с конкретной правовой базой. Изменять или отменять законы может только само государство. Оно располагает рядом исключительных прав, присущих только ему; например, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих обязательный характер, и на взимание налогов, имеющих для населения обязательной характер.
Государство выделяется также своими атрибутами. Во-первых, это наличие территории, которая определяется границами, разделяющими государства. Каждое государство стремится установить границы так, чтобы они совпадали с этническими границами. Во-вторых, это наличие населения. Власть государства осуществляется в отношении людей, проживающих на его территории. В-третьих, это наличие гос. аппарата. Государство существует и действует посредством системы своих органов, непосредственно осуществляющих власть.
Категория: Политология | Просмотров: 1068 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

В основе типологии государств лежат различные признаки. В марксизме в основу этой типологии положены общественно-экономические формации. В соответствии с этим критерием выделяются следующие типы государства: рабовладельческий (в 2-х вариантах – азиатском и античном), феодальный, буржуазный, социалистический и переходного типа. Но такая классификация с современной точки зрения не может считаться полной.Поэтому в современной науке принято от типов государства отличать формы государства. Эти формы складываются под влиянием многих факторов: соотношения групп, традиций, воздействия выдающихся деятелей, геополитических условий и др. Для классификации форм государства сейчас применяют 3 критерия.1) форма правления, 2) политический режим, 3) форма гос. устройства.Форма правления зависит от источника власти и взаимоотношений между высшими органами государства. Исходя из этого, форма правления делится на монархию и республику.Монархия существует уже тысячелетия. В настоящее время в мире существует 30 монархий (от империи до союза эмиратов), и еще около 15 государств считаются монархиями (страны, где глава государства – британская или нидерландская королева). Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная, либо парламентская (ограниченная) монархия. 
Категория: Политология | Просмотров: 1371 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач...
Категория: Политология | Просмотров: 14344 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (2)

Тоталитаризм – это режим, означающий полный контроль государства над всеми сторонами жизни общества и личности. Как тип политической системы, это феномен ХХ в. Сам термин происходит от лат. totalis – весь, целый, полный.  Первым его применил в 1925 Муссолини для характеристики своего движения. У него термин был позитивным. Муссолини говорил о тотальном государстве, термин подчеркивал цельность режима, его всеохватность. Затем термин изменился, стал негативным, применялся для характеристики нацизма и стран соц. лагеря. Идейные истоки тоталитаризма уходят в далекое прошлое, но лишь в ХХ в. появились условия для этого страшного явления.
Научное осмысление тоталитаризма началось в середине ХХ в. В 1944 выходит первое крупное исследование этого явления – «Путь к рабству» австрийского ученого Ф.А. фон Хайека. Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса классического либерализма к концу XIX в. и появления массового социалистического движения. Фон Хайек подметил общее для коммунистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти.
Категория: Политология | Просмотров: 2317 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

По своему характеру близок к тоталитаризму, но имеет и ряд важных отличий. Авторитаризм – это режим, основанный на диктатуре лица или группы лиц. Он возникает чаще всего в переходную эпоху и опирается на силовые структуры. Авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным, хотя есть и примеры обратной трансформации (Ф. Кастро). Кризис тоталитаризма приводит к послаблениям и контроль власти над обществом перестает быть всеобщим, тотальным. Авторитарные режимы – самые распространенные в мире, в т.ч. и сейчас...
Категория: Политология | Просмотров: 2090 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Демократия – это режим, основанный на признании народа источником власти. От греч. «demos» – народ и «kratos» – власть. Яркое определение демократии дал А. Линкольн: «Government of the peopleby the peoplefor the people» (Правление народа, избранное народом и в интересах народа). Хотя есть много определений демократии – с античных времен до наших дней – и она может принимать разные формы и в теории, и на практике, есть ряд особенностей, позволяющих определить режим как демократический:
1) Верховенство закона во всех сферах жизни общества, юридическое равноправие граждан, наличие правового государства, гарантия прав и свобод граждан. Девиз режима – «разрешено все , что не запрещено законом», но при этом: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Значит – огромная роль судов и адвокатов.
2) Суверенность народа (или того, что понимается под народом) как источника власти.
3) Свободные выборы как выражение полит. права каждого гражданина избирать и быть избранным. Это гарантируется соблюдением 3 условий: свободы выдвижения кандидатур, свободы избирательного права (всеобщее и равное участие в выборах) и свободы голосования (тайное голосование и равенство в получении информации о выборах и в ведении агитации перед выборами).
4) Постоянная и реальная работа избранных народом органов власти в центре и на местах, выборность всех должностей.
5) Соблюдение принципа разделения властей на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную, действие механизма сдержек и противовесов.
6) Существование легальной оппозиции, что гарантирует плюрализм мнениймногопартийность и представительство интересов меньшинства, не дает власти большинства перерасти в тиранию. На деле – тенденция к диктату меньшинства.
7) Открытость и прозрачность власти, доступ любого гражданина к информации о том или ином вопросе. Здесь, тем не менее, не все так просто в реальности. Власть везде стремится быть скрытой...
Категория: Политология | Просмотров: 1365 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Государство располагает системой органов власти, среди которых ключевую роль играют высшие органы исполнительной власти (глава государства, правительство), законодательной (парламент) и судебной. Все три ветви власти должны быть разделены, независимы и уравновешиваемы друг другом. Учитывая, что судебные органы политической властью не обладают, рассмотрим роль и полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти.
Глава государства – центральная фигура государственной системы. Как правило, это монарх или президент, олицетворяющий единство нации. Он является символом государства и выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности осуществляет высшие государственные мероприятия. Глава государства – это связующее звено между законодательной и исполнительной властью.
Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. Так, в монархиях главой государства обычно становятся по наследству. Наиболее распространена т.н. кастильская система, согласно которой наследует престол старший сын, а если сыновей нет – то старшая дочь (мужчины имеют преимущество). В монархиях Аравии престол передается от старшего брата к следующему. Монарх имеет особый титул (король, император, султан и др.) и знаки государственной власти – регалии (трон, корона, скипетр и др.). Даже в Великобритании, где «королева царствует, но не правит», у нее достаточно широкие полномочия. Она имеет доступ ко всем документам правительства, утверждает премьер-министра и министров правительства, является главой англиканской церкви и верховным главнокомандующим в чине полковника. Если король не может исполнять свои функции (несовершеннолетие или болезнь), его обязанности возлагаются на регента или регентский совет.

Категория: Политология | Просмотров: 3118 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государства. Еще в первобытном обществе люди собирались на различные народные собрания, и из одного из таких собраний сложился старейший в мире парламент – исландский альтинг (около 1000 г.). Но почти во всех странах эти собрания теряют свое значение. В Древней Греции в городах существовали такие собрания граждан, в Риме – сенат и Народное собрание, избиравшие всех должностных лиц и принимавшие законы. На Руси такие учреждения были почти во всех княжествах, и дольше всего они продержались в Новгороде (до XV в.) и Пскове (до XVI в.) – вече. Да и до конца XVII в., до Петра I, в России существовал Земский Собор, собиравшийся для решения важнейших вопросов. Например, Собор 1613 года избрал новую династию Романовых в лице царя Михаила Федоровича. А в Великом княжестве Литовском был свой 2-палатный парламент: Господарская Рада и Великий Вольный сейм. Но парламентаризм как явление связан с подписанием в 1215 английским королем Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей по принуждению мятежных баронов...
Категория: Политология | Просмотров: 4054 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

Правительство является высшим органом исполнительной власти, осуществляющим политические решения, принятые парламентом, отвечающим за эти и за политический курс.
Правительство в большинстве стран называется Советом Министров или Кабинетом Министров, а его глава – Премьер-министром. Роль пр-ва в системе гос. органов зависит от формы правления. В странах с парламентской формой правления именно премьер, а не президент или король, является центральной фигурой, а правительство играет центральную роль.
Порядок формирования пр-ва при разных формах правления имеет свою специфику, но общий принцип – партийная основа. В президентских республиках пр-во формируется из представителей партии победившего на выборах президента, независимо от расклада сил в парламенте. Здесь обычно президент сам возглавляет пр-во и назначает министров, но по согласованию с парламентом. По нашей Конституции президент назначает премьер-министра по согласованию с нац. собранием, а вице-премьеров и министров – самостоятельно. В парламентских государствах правительство формируется партией, имеющей большинство мест в парламенте, а премьером становится лидер партии, победившей на парлам. выборах. Если ни одна партия не имеет большинства, то две и более партии договариваются о формировании коалиционного правительства, опирающегося на парлам. большинство. Но такие пр-ва нестабильны и подвержены кризисам. Иногда правительственную коалицию создать не удается, и одна или несколько партий формируют правительство меньшинства. Его поддерживают и партии, не вошедшие в пр-во. А бывает, что правительство формируют  не партии, а беспартийные чиновники, и такое пр-во называется техническим или служебным. Его цель обычно – дотянуть до ближайших выборов.
Категория: Политология | Просмотров: 1071 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

С момента возникновения представительных органов власти встали вопросы: кто будет в них представлен, как будет формироваться эти органы? Важнейшей чертой представительного органа является выборность. Выборы – это процедура, при которой определенная группа людей выделяет из своей среды одного или нескольких представителей для исполнения каких-либо общественных функций. Выборы являются важной частью политической системы государства, т.к. они влияют на формирование органов власти. Поэтому они являются важнейшей формой политической борьбы.
Подготовка и проведение выборов называется избирательной кампанией. Понятие «избирательная кампания» употребляется в 2 значениях: 1) определенный законом период, в течение которого политические силы и государственные органы, отвечающие за проведение выборов, проводят их подготовку; и 2)совокупность пропагандистских и иных мероприятий, проводимых участниками выборов.
С выборами тесно связано избирательное право, регулирующее условия и порядок проведения выборов. Различают активное ипассивное избирательное право. Активное – это право граждан участников в избирании членов выборных государственных органов, а также в референдумах (плебисцитах). Пассивное – это право избираться, т.е. быть зарегистрированным в качестве кандидата и избранным в представительную структуру.
Категория: Политология | Просмотров: 1877 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, на основе которых определяются результаты голосования.
В наше время наиболее распространены 3 избирательные системы:
1)   мажоритарная, 2) пропорциональная, 3) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).
При мажоритарной системе (от фр. majorite –большинство) принимаются в расчет только голоса, отданные за кандидата, получившего большинство голосов. Победитель получает все. Эта система действует в Великобритании, США, Франции, Японии и у нас, в Беларуси. Это принцип одномандатных округов. Существует 3 вида мажоритарной системы:
а) система абсолютного большинства;
б) система относительного большинства;
в) система квалифицированного большинства.
При системе абсолютного большинства победитель должен собрать более половины голосов (50+1) в данном избирательном округе. Поскольку так много голосов получить очень сложно, голосование по этой системе обычно проходит в 2 тура. Во 2-й тур допускаются кандидаты, набравшие в 1-м туре больше всего голосов. Во втором туре победителем считается тот, кто просто собрал большинство голосов.
При системе относительного большинства победителем считается кандидат, собравший больше голосов, чем каждый из его соперников по одиночке. При этом он может собрать меньше половины всех голосов. Здесь всегда есть результат. При полном равенстве голосов вопрос решается жребием.
 При системе квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее 50 % - чаще всего 2/3 или 3/4,
Мажоритарная система имеет и недостатки, и достоинства. Недостатки её в том, что не обеспечивается принцип всеобщего избирательного права, так как не учитываются голоса за остальных кандидатов; мелкие партии не получают представительства; в политике депутатов могут брать верх интересы своего округа над общенациональными интересами; избранный по этой системе глава государства может не представлять интересы большинства избирателей; избирательные округа могут быть так созданы, что количество голосов может не соответствовать полученным местам в парламенте.
К достоинствам мажоритарной системы относится то, что мощная поддержка депутата в своем округе делает его более влиятельным и независимым в парламенте, а также то, что в парламенте создается устойчивый расклад сил, что позволяет создать стабильное правительство.
Категория: Политология | Просмотров: 777 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

В жизни современного общества значительное место принадлежит политическим партиям. Слово «партия» – латинского происхождения (partis - часть). Предшественники современных партий – английские тори и виги XVIIXVIII вв., появившиеся в эпоху, когда субъектами политики были только верхи общества. Эти партии напоминали скорее политические кланы, группировавшиеся вокруг лидеров и боровшиеся за влияние при королевском дворе. Война США за независимость, Великая французская революция и последовавшие события в Европе и Америке сделали партии к концу XIX в. обязательным элементом общественной жизни. К концу XIX – началу ХХ в. сложился классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическими съездами, уставом и членскими взносами. Роль партии возрастала по мере расширения избирательного права и вовлечения в политику широких масс.
Существуют различные подходы к определению политической партии. Одни понимают партию как преимущественно идеологическое объединение, другие связывают ее с избирательным процессом, третьи (марксисты) видят в ней представителя определенного класса. Можно принять за основу наиболее взвешенное, нейтральное определение: политическая партия – это наиболее активная и организованная группа граждан, их добровольный союз, связанный идеологической общностью и стремящийся к обладанию властью в государстве.
Власть – конечная цель любой партии. Какие бы задачи ни ставила партия, будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды, она добивается их с помощью борьбы за власть, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих представителей. Придя к власти, партия стремится использовать всю государственную мощь в интересах тех сил, которые она представляет. Этим партия отличается от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, которые тоже активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание политической власти в государстве.
Категория: Политология | Просмотров: 1700 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Партии вступают в отношения между собой и тем самым создают более сложную структуру – партийную систему. Есть следующие определения: Партийная система – это совокупность всех действующих в стране политических партий. Или:партийная система – это объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся получить и осуществлять власть.
Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, т.е. соглашения между партиями, которые обычно называются блоками и коалициями. Поэтому можно иметь дело с правящими партиями, участниками правительственной коалиции, оппозиционными партиями. В партийные системы принято включать только партии, действующие легально, в рамках конституционной системы государства.
В современной политологии партийные системы анализируются с разных точек зрения. Более распространена типология, основанная на количественном критерии – на числе партий. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся наоднопартийныедвухпартийные и многопартийные.
1) Однопартийная система обычно возникает в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, либо запретить все, кроме одной, и монополизировать всю политическую власть (например, КПСС в бывшем СССР, правящие партии в ряде стран Африки в недавнем прошлом, и т.д.). в однопартийной системе правящая партия не имеет конкурента в борьбе за власть. Однопартийная система в свою очередь подразделяется на:
-                                   квазиавторитарную (однопартийно-плюралистическую), при которой проявляется терпимость к другим партиям, а они признают руководящую роль правящей партии. Неправящие партии имеют ограниченное поле деятельности и права (например, военным запрещается в них вступать; они не могут идти на выборы со своей программой, и т.д.). Ограничения исключают возможность реальной борьбы за власть. Такая система сложилась после 2-й мировой войны в ряде стран Восточной Европы, оказавшихся в зоне господства СССР, а также в Китае и в некоторых арабских и африканских странах.
авторитарную. Для нее характерны следующие черты: главным действующим лицом как в теории, так и на практике выступает государство; правящая партия – это, как правило, широкое общественное движение, обеспечивающее массовую поддержку политики властей. Партия действует как бы на вторых ролях. Будучи представлена в руководстве государства, она непосредственно не берет на себя функции власти. Эта система существовала в Испании при Франко (1939-1975), в некоторых странах Латинской Америки, в довоенной Венгрии при диктатуре адмирала Хорти (1920-44), действует сейчас в ряде стран Азии (Ирак, Сирия), Африки (Алжир, Тунис) и некоторых среднеазиатских государствах СНГ.
Категория: Политология | Просмотров: 1903 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Наряду с государством и политическими партиями значительное место в функционировании политической системы общества занимают общественные организации и движения. Основная черта современного общества – высокая степень организованности общественной жизни. Люди участвуют в политической жизни через общественные объединения. Право граждан на создание объединений – одно из главных гражданских прав и свобод, имеющих политический характер.
Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав и интересов.
На современном этапе можно выделить 2 основные формы общественных объединений: общественные организации и общественные движения. Их общими чертами являются массовость, добровольность, интерес как мотив к объединению. Если проследить динамику их развития, то можно выделить следующую цепочку: общественное движение – общественная организация – политическая партия. Однако не из всякого общественного движения вырастает политическая партия, а иногда из одного движения рождается несколько партий.
В отличие от общественной организации, являющейся стабильным социальным образованием, имеющей устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой взносов, общественное движение не представляет собой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем нет фиксированного членства. Ежи Вятр определяет общественное движение как «совместные стремления людей к реализации общей цели».
Категория: Политология | Просмотров: 2415 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

В общефилософском смысле идеология понимается как наука об идеях, существующих в определенном обществе в определенных исторических обстоятельствах. Социально-экономические условия формируют идеологию, определяют ее сущность и развитие, опираясь на сложившиеся исторические традиции и ценности. Идеология – одна из форм общественного сознания, интеллектуальное отражение деятельности различных социальных групп, имеющих свои системы ценностей. Идеология направлена на укрепление веры в ценности, необходимые для нормальной работы власти и завоевания ее социальной группой. В этом ее основная социально-политическая функция. Как и наука, идеология основывается на теоретически выводах, использует рациональные методы рассуждения и убеждения. Но в отличие от науки, идеология направлена не на познание истины, а на достижение определенных политических целей. Наука не допускает оценок, а идеология на них строится. Научная теория должна строиться на проверенных фактах, а идеология часто основывается на субъективных предпосылках.
Отталкиваясь от этих особенностей идеологии, ряд мыслителей объявил ее ненужной. В 60-е гг. американский ученый Д.Белл преложил вообще избавиться от идеологии как устаревшей формы сознания (концепция «деидеологии») и считал, что место ее должна занять наука. Но уже в 70-е гг. и Белл, и др. авторы выступили с концепцией «реидеологизации» - формирования новой идеологии, которая соответствовала бы современности. Таким образом, попытки «отменить» идеологию успехом не увенчались.
Категория: Политология | Просмотров: 1612 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Само появление буржуазных государств в ХIХ в. шло под знаменем борьбы за идеи, которые принято называть классическим либерализмом. Термин «либерализм» (от лат. liberalize – «свободный») – идейно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и максимальной свободы в экономической, политической и других сферах, против любого контроля над экономикой и духовной жизнью общества со стороны власти и церкви. Термин широко применяется с начала ХIХ в., когда в Европе и Латинской Америке появились первые либеральные партии. Но корни идеологии либерализма уходят в эпоху Просвещения. Идеологи классического либерализма  - Адам Смит, Дж. Локк, Монтескье, Кант, Мэдисон, Джефферсон.
Центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. При феодализме личность была подчинена существовавшему общественному порядку. С этим боролась доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. В политической области либералы высшей ценностью считают право. Локк утверждал, что там, где нет законов, нет и свободы, а в основе свободы лежит право на частную собственность и ее неприкосновенность. Либерализм выступает за равенство всех граждан перед законом и считает демократию средством установления гармонии интересов в обществе. Этому должно служить и разделение властей, предохраняющее свободу от произвола тех, в чьих руках власть. Либералы считают, что любая идея, возведенная в абсолют, исключает свободу. Свобода – это не реализация какого-то принципа, а право хотя бы частично уклониться от него, имея в запасе альтернативные варианты, т.е. идея выбора. Борьба за свободу для либералов  - это  борьба с внешними ограничениями. «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются». При этом такие взгляды характерны для европейских либералов (там слова «либеральный» и «свободный» - синонимы). А в  Америке «либерал» относится к левоцентристам и «свободный» - к правым. Либерализм боролся с любыми формами наследственной власти и привилегиям.
Категория: Политология | Просмотров: 982 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Одна из самых влиятельных полит. идеологий последних 2 веков – консерватизм. Это течение (от лат. conservare – сохранять, уберегать от порчи и разрушения), выступающее за сохранение традиций и устоев общества. Предпосылки идеологии консерватизма возникли в эпоху Франц. Революции 1789. первым, кто систематизировал принципы консерватизма, был англ. Политик Эдмунд Бэрк в книге «Размышления о франц. революции» (1793), где он резко критиковал идеи рационализма, индивидуализма и беспредельного рынка, т.к. они разрушают вековую мораль, ведут к хаосу и раздорам, а попытки изменить мир к лучшему лишь нарушают естественный ход событий. Сам же термин «консерватизм» впервые применил Шатобриан для обозначения феодальной, рыцарской реакции на революцию. Консерватизм пережил долгое развитие, но сохранил неизменными осн. принципы, став в ХХ в. знаменем сопротивления гос. – монополистическому капитализму...
Категория: Политология | Просмотров: 1901 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Социалистической идеологии уже больше 100 лет. Изначально она выросла на идеях Маркса, но после I мировой войны, в 20-е гг., распалась на 2 мощных течения – социал-демократическое (реформистское) и коммунистическое. Оба течения считаются левыми. Сейчас гораздо влиятельнее первое, а второе – в кризисе. Термин «социал-демократия» возник в конце XIXв. и был связан  с появлением партий рабоч. класса. Осн. различие между этими течениями: соц.-демократическое выступал за путь к социализму через реформы, а коммунистическое -  через революцию (большевики). Рассмотрим вначале соц.-дем. течение.
С 1951 соц. соц.-дем. партии мира объединены в соц. интернационал. Социал-демократическое движение одно из сильнейших в мире (вместе и консерватизмом). В европейском парламенте социалисты имеют самую большую фракцию, уже много лет. В 2000г. почти во всех странах ЕС у власти стояли партии соц.-дем. ориентации.
Социал-демократы провозглашают верность иделалам Фр. революции: свободе, братству (или солидарности, как общности человечества и чувству сострадания к жертвам несправедливости)...
Категория: Политология | Просмотров: 2471 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Мы не рассмотрели такие течения, как левые радикалы, «зеленые», фашисты и «новые правые». Все они действуют на обочине полит. жизни (кроме «зеленых»). Поэтому начнем с «зеленых» (или экологических партий). Это ведущая сила из разряда альтернативных полит. движений, она сложилась к началу 80-х гг. Основа идеологии «зеленых» - понимание масштаба экологич. угрозы цивилизации. Они говорят, что и капитализм, и социализм – лишь разные модели «индустриального общества», основанного на эксплуатации и человека, и природы. Все др. полит. силы лишь ускоряют приход экологической катастрофы, поэтому следует создать такое общество, которое бы не причиняло урона биосфере. Такое общество будет децентрализовано и основано на новых экологич. ценностях, единстве человека и природы. А для этого нужно обуздить самые разнузданные формы капиталистического рынка. Самая влиятельная из этих партий – Союз-90 – зеленые в Германии.
Левые радикалы – некогда, еще до социалистов, самая влиятельная левая сила в Европе и Америке (в конце ХIХ в.), а сейчас очень слабое и дезориентированное движение. Более-менее на плаву они сейчас во Франции, Голландии и Италии. Они некогда выступали за более справедливое общество и ограничение крупного капитала налогами, но затем эту идею захватили социалисты и коммунисты, и левые радикалы стали делать основной упор на скандальных и экстремальных вопросах, не затрагивающих переустройство всего общества: крайнее торжество прав человека на грани вседозволенности (но не переходя эту грань).
Фашизм как идеология возник после 1-й мир. войны, развивался в рамках нескольких разновидностей (нацизм, и Ит. Фашизм и др.), а  в итоге 2-й мир. войны был запрещен. Поэтому можно говорить сейчас либо о неофашизме (неонацизме), либо о «новых правых». Их часто смешивают, но у них есть и серьезные отличия. И те, и другие строятся на крайнем национализме и ксенофобии, на отказе от всего чуждого той или иной нации. При этом если нацизм и фашизм выступали за социализм с нац. окраской, то соврем. правые разделяют идеи рынка и свободной конкуренции и даже критикуют других за недостаточно рыночную политику. Второе отличие – отношение к демократии: если фашисты ее отрицали, то новые правые выступают за «настоящую демократию» и критикуют власть за недостаточное учитывние мнения простых людей. Правда, неизвестно, но сколько демократично они бы правили, если бы пришли к власти. В-третьих, новые правые отрекаются от фашистского наследия. Но и те, и другие имели ярко выраженный вождистский характер.
В Европе знач. роль играют и региональные партии (особенно в Великобритании, Бельгии, Испании, а теперь и в Италии). Они могут быть и косн., и либ., и соц.-дем. ориентации, но основой их политики выступает защита интересов своего региона, т.е. местный национализм.
В странах Африки развились идеи «нуаризма» (черного расизма, избранности черной расы), а в мусульм. странах Азии и Африки – идеи мусульманского фундаментализма и т.д.
Категория: Политология | Просмотров: 683 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Любое национальное государство – это часть человечества. Оно не может существовать вне связи с другими странами и народами. Поэтому любое государство осуществляет не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Вся человеческая цивилизация может рассматриваться как глобальная система международных отношений. Их своеобразие – в том, что это результат деятельности огромного числа участников международного общения, каждый из которых преследует определённые цели, стремится реализовать свои интересы и оказать влияние на международные отношения в соответствии с ними. Каждый субъект международных отношений обладает определённой свободой действий, может выбирать средства и методы достижения целей, потому что в международных отношениях нет центральной власти. Основную роль в них играют договорённости, сотрудничество и компромиссы.
Что такое международные отношения (МО)? Это понятие отличается от категории мирового порядка. Мировой порядок – это широкое понятие, выражающее взаимодействие национальных политических систем и международной среды. Мировой порядок характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения. Он отражает мировую политику во всех её проявлениях. А вот МО – это сложная система, охватывающая все международные явления и процессы, которые являются результатом внешнеполитической деятельности различных государств. Это человеческая деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие между государствами на мировой арене. Содержанием МО в основном являются договоры. В наше время очень возросли как частные, так и официальные международные контакты между людьми. Поэтому некоторые политологи говорят, что главным действующим лицом МО становится не государство, а конкретные люди. В связи с этим иногда определяют МО как систему политических, экономических, социальных, дипломатических, военных и гуманитарных связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. МО осуществляется во всех сферах общественной жизни, причём как на государственном уровне, так и другими политическими и экономическими структурами (партиями, организациями) и отдельными личностями. Системный характер МО проявляется 1) в том, что государства, взаимодействуя, формируют внешнюю среду, 2) в том, что взаимоотношения между государствами существуют только в системе МО. Эти взаимоотношения системны по своей сути, а сама система МО возникает как результат взаимозависимости государств.
Категория: Политология | Просмотров: 2126 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Внешняя политика с древних времён является одной из важнейших функций государства и занимает важное место в политической жизни человечества. Это деятельность государства по реализации интересов общества в системе МО. Именно понятие "национальный интерес” помогает понять сущность внешней политики. Национальный интерес лежит в основе внешней политики любого государства. Национальный интерес – это соответствие внешней политики государства потребностям общества. Внешняя политика зависит от этих потребностей, поэтому она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами. Пальмерстон: "у Великобритании нет постоянных союзников и врагов, а есть постоянные интересы”. Национальные интересы направлены на достижение долговременных национальных идей, в том числе и внешнеполитических: существование независимого государства, предотвращение внешней угрозы, сохранение и поиск союзников, обеспечение благосостояния нации.
Категория: Политология | Просмотров: 3037 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

Становление внешней политики Беларуси после нескольких веков отсутствия государственности (конец XVI – начало XX в.в.) напрямую связано со становлением белорусской государственности после 1-й мировой войны. Эти процессы были не просто сложны – драматичны. И Белорусская Народная республика (1918-1920 гг.), и БССР (созданная 1 января 1919) были, по сути, марионеточными государствами, только под контролем разных держав (Германия, Советская Россия). В 1919 был создан коммисариат по иностранным делам БССР (с 1920 – Народный коммисариат по иностранным делам). К середине 20-х гг. уже 9 стран Европы установили с БССР дипломатические отношения (т.е. признали де -юре). Но после создания СССР (декабрь 1922) внешняя политика всех союзных республик начала определятся в Москве, высшими органами Союза, хотя республики сохранили международную правосубьектность. НКИД БССР был упразднён.
Ситуация немного изменилась в годы Великой Отечественной войны. В феврале 1944 был принят закон СССР о праве каждой союзной республики вступать в прямые сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашениями и обмениваться дипломатическими представителями. С марта того же года восстановлен НКИД БССР (с 1946-МИД), в конституции были закреплены основные внешнеэкономические полномочия БССР. Министрами иностранных дел нашей страны были: 1944-66-Ковалёв, 1966-90-Гуринович, 1990-94-Кравченко, 1994-97-Сенько, 1997-98-Антонович, 1998-2000-Латыпов, с ноября 2000-М.М.Хвостов. В 1945 БССР стала одним из учредителей ООН, и с тех пор имеет своё представительство при ООН в Нью-Йорке. Но полного суверенитета БССР не имела, поэтому и вся внешняя политика по-прежнему делалась в Москве. Белорусы выступали лишь тогда, когда СССР не хотел напрямую заявить о чём-то и поручал это БССР, или если вопрос касался Беларуси.
90-е гг. стали совершенно новым этапом. Июль 1990 – ВС БССР принимает декларацию о государственном суверенитете БССР, а 19 сентября 1991 – закон о переименовании БССР в РБ. Беларусь вышла из состава СССР и в декабре 1991 подписала Беловежские соглашения о создании СНГ.15 марта 1994 ВС РБ принял новую конституцию РБ, согласно которой Беларусь в своей внешней политике исходит из принципа равенства всех государств, неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства в дела других государств и т.д., а также ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. На 46-й сессии ГА ООН (октябрь 1991) Кравченко изложил следующие внешнеэкономические  и внешнеполитические принципы РБ : 1)достижение реальной независимости Беларуси, 2)взаимодействие в создании единого экономического пространства СНГ, 3)привлечение международной поддержки в решении чернобыльской проблемы, 4)превращение РБ в безъядерную зону и нейтральное государство, 5)включение Беларуси в общеевропейский процесс(безопасности), 6)обеспечение экологической безопасности и др. Беларусь признана почти всеми государствами мира, установила дипломатические отношения более чем со 100 из них, к 1996 вступила более чем в 20 международных организаций. Но с 1996 во внешней политике и внешнеэкономических связях РБ наблюдается постепенный кризис (пик – 1998г.). Если до 1996 европейские страны, и прежде всего Германия, постепенно становились нашими основными торговыми партнёрами, то после этого года они постепенно сворачивали товарооборот. Сейчас наш основной торговый партнёр (с огромным отрывом от других) – Россия. С 1995 г. осуществляется курс на интеграцию России и Беларуси, но в 2002 г. этот процесс замедлился. Развитие экономических связей со странами Азии идёт более устойчивыми темпами, чем со странами Европы.
Категория: Политология | Просмотров: 3262 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Политика должна ориентироваться на интересы людей, живущих в обществе. Это «очеловечивание» осуществляется на основе и с помощью гуманистических ценностей во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государство. Этот гуманизм по отношению к политике находит выражение в правах человека.
            Происхождение самого термина мы рассмотрим в отдельной лекции. Здесь достаточно сказать, что он впервые появился в Билле оправах – введении к конституции штата Виргиния (США), принятом 12 июля 1776. Этот документ был взят за образец и конституциями других штатов, и вошел в конституцию США.
            Реализация прав человека, зафиксированных в государственных документах, предполагает наличие 2 условий: 1) учета реальных условий жизни государства (состояния его экономики, политики, социальной сферы, правовой системы), и 2) достаточной степени законопослушания граждан, Наилучшие условия для обеспечения прав человека создают гражданское общество  и правовое государство. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель уровня гуманизма общества, го политического режима, уровня его политической культуры при всех различиях между странами и народами мира. С развитием общества менялось и представление о ПЧ.
            Что же такое права человека? ПЧ – это неотъемлемые свободы и права личности, которые человек приобретает с момента рождения. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государств, обеспечивающие индивиду возможность либо действовать по своему усмотрению (это свободы), либо получать определенные блага (это собственно права). ПЧ – это общечеловеческая ценность, уникальное явление мировой культуры, неотъемлемое условие развития человека, хотя в разных цивилизациях существует разное отношение к ПЧ. Само это понятие возникло и развилось в рамках христианской (или иудео-христианской) цивилизации. Сейчас мы говорим об абсолютном и историческом характере ПЧ, т.е. они должны существовать независимо от конкретной страны, культуры, режима и традиций.
            ПЧ включают политические свободы, гражданские, экономические, социальные и культурные права, а также права различных общностей (детей, женщин, военнопленных, меньшинств, народов и др.). Но все они образуют единое целое, поэтому существует идея совокупных прав человека. При распространении ПЧ на группы людей они не отчуждаются от личности. ПЧ как способ решения проблемы взаимоотношений человека и его сообщества, человека и государства утверждает в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус . Человек может быть свободен только тогда, когда он защищен и от репрессий, и от нищеты.
Категория: Политология | Просмотров: 826 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Термин «ПЧ» употребляется в двух значениях – узком и широком. В узком значении это те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от Конституций и государственных границ. Это равенство всех перед законом, право на жизнь и неприкосновенность личности и жилища, на уважение человеческого достоинства, свобода веры и совести, свобода от произвольного ареста, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям. В широком же понимании ПЧ – это обширный комплекс прав и свобод личности, их виды и структура. Какова же типология ПЧ?
            Обычно все права делятся на негативные (отсутствие принуждения, свобода от ограничений) и позитивные (свобода выбора, возможность реализации и развития личности). Негативные права накладываются на государство и других людей определенные обязательства не допускать те или иные действия по отношению к личности. Негативные права считают основополагающими, абсолютными, не зависящими от ресурсов и силы государства. Они составляют фундамент индивидуальной свободы. Например, Билль о правах Конституции США направлен на ограждение личности от любых посягательств на ее права со стороны правительства и конгресса. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, право осуществлять определенные действия. Это, например, социальные права (на охрану здоровья, образование, пособие и т.д.); чтобы их осуществить, государству нужны ресурсы.
            Какова же структура ПЧ? Все ПЧ классифицируют по сферам применения: 1) гражданские (личные), 2) политические, 3) экономические, 4) социальные, 5) культурные и 6) экологические. Первые 3 группы прав – права 1-го порядка, вторые 3 группы прав – права 2-го порядка (поколения).
Категория: Политология | Просмотров: 2646 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

 В первобытном обществе проблемы ПЧ не было, т.к. не было отделения личности от общества. Человек не отделял себя от рода и общины, руководствовался вековыми традициями. У него не было чувства индивидуальности. Так было и при появлении государства. Возникновение проблемы ПЧ, самой идеи прав личности, связано с развитием общества. Сама идея появилась у древнегреческих философов – обеспеченных людей с развитым самосознанием. В Древней Греции появилось понятие «права граждан», а не «ПЧ», т.к. не все население полисов было гражданами. Все граждане Афин, например, участвовали в ежемесячном Народном собрании, где решались все вопросы, а решения принимались большинством. Все должности замещались по жребию, а не на выборах. Любой гражданин мог возбудить обвинение против любого должностного лица. Механизм прямого народовластия был четко отработан. Но эти политические права еще нельзя назвать правами человека, они были тесно связаны с государственным устройством и принадлежали только свободным. Такой взгляд на права поддерживали и Аристотель, и Платон. Но философская школа стоиков выдвинула идею естественного закона: любой человек (и даже раб) – это часть природы, он не может полностью подчиняться государству и др. человек. Гражданские права у стоиков вторичны, т.к. человек – гражданин всей Вселенной. Все люди равны от рождения. Подобные идеи высказывал в Китае Моди (Vв. д.н.э.).
            Следующий шаг от понятия «права гражданина» в направлении «ПЧ» был сделан христианством. Именно оно поставило человека как творение Божье выше государства, закон Божий и мораль – выше законов государства. Христианство основано на свободном выборе ценностей и веры самим человеком и тем самым оно способствует развитию индивидуальности. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Примером любви ко всему человечеству является поступок Бока, обрекшего своего сына на страдания на кресте ради спасения всех людей. Проповеди Христа обращаются к униженным и оскорбленным, подчеркивает равенство всех людей перед Богом.
Категория: Политология | Просмотров: 1651 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

В ходе 2-й войны государства антигитлеровской коалиции постоянно декларировали, что после победы над нацизмом необходимо обеспечить уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды. Опыт войны привел очень многих людей к убеждению, что эффективная международная защита ПЧ – это важнейшее условие мира и прогресса. Поэтому 24 октября 1945 была создана ООН (в этот день 5 держав и большинство государств-основателей ратифицировали Устав ООН). С этого момента начался новый этап истории ПЧ.
Устав ООН стал 1-м в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы всемирного сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к ПЧ. Его 1-я статья ставила перед ООН, помимо прочего, и задачу такого поощрения и развития уважения к правам и свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. А первым в истории документом, давшим перечень прав и свобод человека, стала принятая 10 декабря 1948г. Всеобщая декларация прав человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей и провозглашает элементарные личные права – на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, защиту от рабства, пыто4к и бесчеловечного обращения, на неприкосновенность чести, достоинства и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, на защиту своих прав независимым и беспристрастным судом (ст.3-12). В ст.13-21 перечислены гражданские и политические права и свободы: право на гражданство, местожительство, выезд из страны, политическое убежище, на владение имуществом, на вступление в брак, свобода мысли, совести, религии, убеждений, мирных собраний, всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании. Статьи 22-27 говорят о социально-экономических и культурных правах: праве на труд, на свободный выбор работы, на благоприятные и справедливые условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, на создание профсоюзов, на отдых, на ограничение рабочего времени, на оплачиваемый периодический отпуск, на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния человека и его семьи (включая пищу, одежду, медицинский уход и соц. Обслуживание), на бесплатное и обязательное начальное и общее образование, на доступность высшего образования. Заключительные статьи Декларации посвящены пределам прав и свобод и обязанностям человека перед обществом в целях обеспечения прав других людей, общественного порядка и благосостояния, причем ограничения прав должны быть установлены законом. Декларация не обязывает государства подчиняться нормам, изложенным в ней, а лишь провозглашается задачей к выполнению которой должны стремиться все государства. С тех пор 10 декабря празднуется в большинстве стран-членов ООН как День прав человека.
Категория: Политология | Просмотров: 849 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Мы уже рассматривали структуру ПЧ и отмечали, что в широком смысле они включают обширный комплекс видов прав и свобод. ПЧ носят всеобщий универсальный характер, что выражается в принципе «все права для всех». Эта всеобщность и универсальность проявляются в основных принципах ПЧ:
-        принцип гуманизма
-        принцип свободы и ответственности граждан;
-        равенство и равноправие.
В основе принципа гуманизма лежит идея о ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и борьбе за ее  права, защита ее достоинства. В наше время международное сообщество обеспокоено нарушением этого принципа, ООН и ее институты (типа ЮЕКСКО) руководствуются этим принципом в своей деятельности, что отражается в документах, принимаемых ими в области ПЧ.
Категория: Политология | Просмотров: 2108 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Под диалектикой ПЧ понимается соотношение между различными правовыми категориями такими, как: права человека и права гражданина, права человека и права другого, индивидуальные и коллективные права, права народов и права человека, ПЧ и интересы государства. Рассмотрим их по очереди, начиная с ПЧ и прав гражданина.
Следует разграничивать ПЧ и права гражданина, так как различны сами источники их возникновения. Концепция эпохи Просвещения, требовавшая равенства всех людей в правах и свободах - теория "естественных прав" - стала источником развития ПЧ, а борьба с абсолютной монархией, ведшаяся  под руководством масонства в ту же эпоху, стала источником прав гражданина. Впервые эти два понятия были разграничены в эпоху Английской революции ("народное соглашение" 1647г., где говорилось, что выборы нового парламента- это право гражданина). А французская Декларация  1789г. провозглашала, что право выбрать религию - это право человека. Именно она зафиксировала разделение на ПЧ и права гражданина. Права гражданина - это участие в выборах, выдвижение своей кандидатуры и т.д., а ПЧ - это право на жизнь, на свободу вероисповедания, на защиту от насилия и др. Во всеобщей декларации и прав человека говорится, что ПЧ - это врожденные, неотъемлемые и естественные права, они независимо от положения, цвета кожи, языка, религии, политических убеждений, происхождения и т.д. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г. отнесла к числу естественных право на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Очень важно и соотношение между ПЧ и правами другого, т.к. человек, живя в обществе, не может быть абсолютно свободен. Требуя от других  соблюдения своих прав, сам человек может забывать о правах других людей и об обязанностях по отношению к ним. Незыблемый принцип подлинно демократического общества - соблюдение прав другого человека. А после распада СССР,  в условиях перехода к рынку и демократии, об этом часто забывали (Например, ряд аспектов приватизации или приобретения собственности "новыми богатыми").
Категория: Политология | Просмотров: 2697 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Что такое международная защита ПЧ? Что такое нарушение ПЧ и каковы границы их международной защиты? Международная защита ПЧ – это международное сотрудничество государств, усилия и меры ООН по защите ПЧ и основных свобод. МЗПЧ состоит в следующем:
 -    в создании всеобщих рекомендаций, какие именно ПЧ и свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии должны уважаться и соблюдаться во всём мире;
 -   в разработке международных соглашений о ПЧ (договоров, пактов, конвенций), которые налагают юридические обязательства на государства признавать, предоставлять и защищать своим законодательством все права и свободы личности, перечисленные в этих соглашениях;
 -  в создании специального международного механизма проверки выполнения государствами своих международных обязательств по ПЧ.
В этих целях ООН разработала ряд деклараций: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребёнка (1959), Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963), Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967) и т.д. ООН приняла также ряд конвенций, обязательных к исполнению государствами, которые присоединились к ним: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него (1948), Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказания за него (1973), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960) и др. Достоинство этих документов в том, что в них чётко указано, какие конкретно ПЧ должны соблюдаться повсюду. И вот на сегодняшний день эти права и свободы уже считаются общепринятыми правами личности, которые должны уважаться всеми государствами. Поэтому отношение того или иного государства к этим документам служит критерием приверженности этого государства делу обеспечения демократических прав и свобод своему населению.
Категория: Политология | Просмотров: 2190 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Проблема практической реализации ПЧ вызвала к жизни мощное правозащитное движение. Это движение и его организации возникают с 60-х гг. как реакция на нарушение ПЧ, а также в целях контроля за выполнением правительства собственной страны как конституционных прав и свобод, так и международных конвенций и пактов в области ПЧ. Здесь было где развернуться. Чудовищные нарушения различных ПЧ имели место в ЮАР, Чили, СССР, других соц. странах. Да, и например, в Великобритании были проблемы с ПЧ в Ольстере. Вообще похоже что в мусульманских странах меньше жалуются на нарушение ПЧ и воспринимают их как таковые, а в Европе, Африке и Латинской Америке борются с ними гораздо активнее и намного чаще поднимают эту тему. В Европе и США высок уровень таких преступлений против ПЧ, как безработица, жестокое обращение с детьми, бытовое насилие и т.д. В год 200-летия Декларации прав человека и гражданина во Франции отмечали, что наличие в обществе бедных – это нарушение права на достойное существование. Право на медобслуживание тоже под вопросом. В ФРГ в 60-е гг. действовал запрет для коммунистов и нацистов на профессию, в результате чего тысячи людей были (часто бездоказательно) подвергнуты унизительным проверкам, изгнаны из университетов. В США был маккартизм в 50-е гг. Вообще те или иные нарушения ПЧ были почти везде (кроме, может быть Скандинавских стран, Бенилюкса и Канады)...
Категория: Политология | Просмотров: 1112 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Здесь мы рассмотрим тему как единый вопрос. Обязательность соблюдения гос-вами на нац. уровне междунар. требований в области ПЧ предусмотрена Программой действий, принятой в 1993 2-й Всемирной конференцией по ПЧ (Вена). Если на междунар. уровне защита ПЧ выражается в разработке междунар. стандартов в области ПЧ и организации контроля за их соблюдением гос-вами, то на нац. уровне гос-ва должны приводить законодательство в соответствие с этими стандартами и делать все для их выполнения. В конституции РБ 1994 с изменениями и дополнениями, принятой на респ. референдуме 24 ноября 1996 заметно стремление соответствовать междунар. стандартам и создать механизм правового гос-ва. В Конституции провозглашается гуманная ориентация нашего общества, приоритет личности и общечеловеческих ценностей.
Механизм имплементации международно-правовых норм в нац. законодательство РБ определен статьей 8 Конституции РБ, где закреплено положение о приоритете принципов междунар. права и необходимость обеспечить соответствие им нац. законодательства.
Конституция РБ включает полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предусматривает необходимые гарантии их реализации. В соотв. со ст.2 Конституции «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и гос-ва. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед гос-вом за неукоснит. исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Ст.21 гласит: «Обеспечение прав и свобод граждан РБ является высшей целью гос-ва. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Гос-во гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции и предусмотренные международными обязательствами гос-ва».
Категория: Политология | Просмотров: 9292 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

     Правовая культура обычно рассматривается в общеюридическом понимании. Мы же рассмотрим такой ее аспект, как культура прав человека. 
     Культура ПЧ – это сочетание знаний о праве вообще и правах и свободах человека в частности, духовно-нравственных установок и социальных действий, направленных на защиту ПЧ. Здесь можно проследить причинно-следственную взаимосвязь знания à установки à действия. Культура ПЧ как сочетание этих компонентов отличается от правосознания  как совокупности взглядов и идей, выражающих отношение людей и групп к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным или неправомерным. Общественное правосознание – это важный элемент правовой культуры общества, а индивидуальное правосознание – это важный элемент правовой культуры личности.
Культура ПЧ  существует в тесной взаимосвязи не только с правом, но и с культурой вообще как с особым способом организации человеческой деятельности, представленным в продуктах труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях и в отношении к миру. Культура вообще характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в различных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, политическая культура и т.д.). Поэтому культура ПЧ – это один из видов культуры вообще, характеризующий осознание людьми прав человека, поведение и деятельность людей в связи с ПЧ.
Права человека – это основа гуманизации и гуманитаризации образования в современном мире. Всеобщая декларация прав человека (1948), вместе с Международными пактами о правах человека  и 1-м факультативным протоколом с Междунар. пакту о гражд. и полит. правах составившая международный билль о правах, провозглашает право на образование (бесплатное начальное и общее и доступное на основе способностей каждого высшее), которое должно служить повышению уважения к ПЧ и осн. свободам и содействовать «взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами» (ст. 26 декларации). Вторая всемирная конференция по ПЧ (Вена, 1993) приняла программу действий, в которой отмечалась необходимость создания во всех странах-членах ООН особой системы образования в области ПЧ.
    Международный опыт преподавания ПЧ должен интенсивнее учитываться при преподавании этого предмета в странах СНГ, поскольку для нашей высшей школы это относительно новая проблематика. Значение и международного, и национального опыта преподавания ПЧ имеет большое значение для упрочнения демократических основ общественной жизни  и формирования правового государства в РБ
Категория: Политология | Просмотров: 1154 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)


 
Исторический опыт свидетельствует, что существование цивилизованного демократического государства невозможно без развитого гражданского общества. Что же такое гражданское общество? Есть различные определения и подходы. Одни авторы рассматривают его как совокупность общественных интересов, другие – как свободную от государства и церкви многогранную общественную жизнь, третьи - как комплекс общественных отношений, противопоставленных государству – т.е. все, что не есть гос-во. Видимо, полностью их разделять неправильно, т.к. существует много элементов, переплетающихся и с гос-вом, и с гражданским обществом (напр. партии). Гражданское общество является связующим звеном - между гражданином и государством. Его основа – свободный, полноправный, ответственный за свои действия индивид. Поэтому все организации, институты, группы, способствующие реализации интересов отдельной личности, являются основами гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» возникла в древности и связано с именем Аристотеля, который определял государство как совокупность граждан, т.е. государство и гражд. общество были неразделимы. Эти понятия не разделялись до XVII-XVIII вв., когда идея гражданского общества становится одной из центральных тем в работах Гуго Гроция, Гоббса, Локка, Монтескье, Руммо, Гегеля, Канта. Гегель специально рассматривал гражданское общество и отмечал, что оно возникло лишь в современном мире на основе частной собственности. Под гражданским обществом он понимал единство различных лиц, связанных своекорыстными интересами. Соблюдать в таком обществе стабильность и порядок призвана государственная власть, т.е. гражданское общество выражает частный интерес, а государство – всеобщий. Маркс, развивая эту идею, указывал, часто там, где государство достигло высокой степени развития, человек ведет двойную жизнь – в политической общности он признает себя общественным существом, а в гражданском обществе действует как частое лицо. Современный американский исследователь Олвин Гоулднер, отмечая усложнение современного гражданского общества, полагает, что в нем развиваются специфические негосударственные институты: правозащитные организации, ассоциации граждан. Их совершенствование позволит сформироваться новому классу интеллектуалов, который будет правящим...
Категория: Политология | Просмотров: 2507 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)


        Лидерство   (от англ. - ведущий, руководитель) - один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид (или часть социальной группы) объединяет, направляет действия всей группа, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.
Античные историки ставили в центр истории действия выдающихся монархов, полководцев. Макиавелли рисовал образ лидера-государя, который любыми средствами достигает искомых политических целей. Для Ницше стремление к лидерству - проявление "творческого инстинкта” человека; лидер  вправе игнорировать мораль - оружие слабых. По Фрейду, подавленная сексуальность может переходить в стремление к лидерству. Массы нуждаются в патернализме, т.е. авторитете, анало гичном авторитету отца семейства, и марксизме проблема политичес кого лидерства рассматривалась в трех аспектах: а) с точки зрения исторической ситуации, требующей появления лидера (К.Маркс);
б) в плане поисков оптимума сочетания единоначалия и коллегиаль ности в политическом руководстве (Ф.Энгельс);
в) с позиции разра ботки технологии обретения власти лидером (В.И.Ленин).
Натуралистическое обоснование лидерства. Вывод  лидерства из наследственных признаков человека считается устаревшим. Влиянием пользуется только версия, объясняющая феномен лидерства темперамен том личности. Согласно ей холерики склонны к авторитаризму, санг виники - к соглашательству, меланхолики - к консерватизму, флегматики уважают демократические свободы, не имеют вкуса к власти и т.п.
Оценка лидера как "функции ситуации". Считается, что лидером становится человек с "рыночной ориентацией" (он относится к себе как к товару, который надо продать и вырабатывает в себе качества, соответствующие спросу).
Категория: Политология | Просмотров: 810 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)