Главная » 2010 » Ноябрь » 23 » ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
15:11
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.
Одним из основных понятий политологии является категория власти. Американский. Политолог Парсонс говорил: «Власть занимает в анализе политических систем место, схожее с тем, которое занимают деньги в экономических системах». Власть – это суть любого политического процесса. Макс Вебер: «Власть – это когда можно навязывать волю всем объектам власти, несмотря на сопротивление».      Выделяют чистую власть – власть-могущество, власть-силу. Такая власть предполагает применение санкций, в т.ч. и физического насилия, как нормального способа разрешения социальных проблем, причем ограничений в применении насилия не существует. Если насилие возводится в абсолют – это, по выражению Бертрана Рассела, «голая власть». В политике такая «власть-сила» считается властью слабой. Пушки – последний довод королей. Почему? Потому, что:1)      никаких других властных ресурсов, кроме силы, у субъекта власти нет. Поэтому любое ослабление силы мгновенно разрушает конструкцию власти. Возникает бунт. 2)      Это признак интеллектуальной слабости власти, т.е. неумение разрешать конфликт в рамках хотя бы относительной стабильности.3)      Власть, опирающаяся только на силу – это власть, экономически и социально неэффективная, т.к. весь потенциал затрачивается на создание силовых структур.Понятие власти многозначно. Говорят о родительской власти, о власти над природой и т.д. Можем определить власть как способность оказывать волевое воздействие на кого-либо и вызывать подчинение. Власть возникла вместе с человеческим обществом и вместе с ним прошла долгий путь развития.Политическая власть охватывает все сферы человеческой деятельности. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворении волевых устремлений, поддержании целостности общества и общественного порядка. Выделяют 3 уровня власти: 1) власть вообще, 2) политическая власть, 3) государственная власть. Схема соотношения видов власти:1)                       власть вообще объединяет все виды власти: родительскую, семейную, военную, финансовую и т.д.2)                       политическая власть – часть власти вообще, нона более высокой уровне. Она связана с отношениями больших социальных групп, имеющих возможность (экономическую, психологическую, физическую) навязывать свою волю другим группам и реализовывать свои интересы3)                       государственная власть – высший уровень власти, ее ядро, возникшее вместе с государством.                          Политическая власть имеет ряд существенных черт: суверенитет, верховенство, неделимость (нельзя надолго делить ее между соперниками; иногда бывает двоевластие, но плохо кончается), авторитетность (власть может существовать, только если у нее есть сторонники, признающие ее авторитет, поэтому она должна заботиться об укреплении своего авторитета), волевой характер (для функционирования власти существует определенная цель, и власть должна иметь возможность реализовать ее) и принудительный характер (не обязательно диктаторский – добиться постоянного подчинения можно разными средствами: силой традиций). Только наличие всех перечисленных черт позволяет политической власти существовать. Иначе нарастает безвластие, анархия.Полит. власть осуществляется такими методами, как господство, убеждение, принуждение, насилие.            Политическую власть дополняет государственная власть. Она гораздо уже политической власти. Государственная власть – всегда власть политическая, но политическая власть – далеко не всегда государственная. Например, властные отношения внутри оппозиционных партий, будучи политическими, не могут быть государственными. Это значит, что можно иметь политическую власть, но не иметь власти государственной, т.е. не иметь возможности наиболее полно реализовать свои интересы. Все желаемое в полном объеме может обеспечить только государственная власть. Решение вопроса о государственной власти всегда было главной задачей всех революций.             Государственная власть имеет следующие функции: обеспечение общественного порядка, решение конфликтов, использование насилия для поддержания общественной стабильности. Она реализуется такими методами,  как господство, руководство, контроль, убеждение, поощрения, организация, принуждение. Господство – это важнейшая форма существования и политической, и государственной власти. Другие формы и методы его дополняют. Мы подробнее рассмотрим его чуть ниже. Руководство означает действия по реализации стратегической линии, выражающей интересы тех, кто правит, и подразумевает принятие своевременных конкретных решений, а также их постоянную корректировку. Контроль является средством обеспечения правил функционирования власти, для чего существуют специальные механизмы власти: прокуратура, полиция, налоговые органы и т.д. Государственная власть опирается на обособленный аппарат управления – профессиональных управленцев, силовые структуры, суды и т.д. Это суверенная, независимая власть, опирающаяся на законы, традиции, мораль и нормы международного права. В ходе своего развития государственная власть модифицировалась в 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все 3 ветви нередко объединялись в одних руках (правителя или группы). Сторонником единства властей был Маркс.             Важнейшим принципом власти является постоянная потребность в ее оправдании, признании законности, полезности. Здесь следует рассмотреть термины «легитимность» и «легальность» власти. У них общий корень «leg» - закон. Обычно встречается термин «легитимность», который как бы включает и «легальность». Но в политологии их разделяют, чтобы точнее объяснить механизм власти. Легальность – это юридическая законность власти, соответствие ее букве закона. А легитимность – это социально-политическое явление. Это доверие к власти со стороны общества, поддержка власти обществом или социально значимыми силами (элитой и т.д.). Это экзамен на поддержку, который может принимать юридически законные формы (выборы, референдум т.д.) либо осуществляться вне этих форм, но при массовом доверии и поддержке. Явление легитимности всегда связано с тем, что обществу необходима «нормальная власть», обеспечивающая спокойное разрешение конфликтов и эффективное развитие без социальной напряженности, т.е. «закон и порядок». В идеале легальность и легитимность совпадают. Это может происходить и в рамках демократического режима, и в рамках авторитарного режима (арабские монархии). В реальной политике между ними часто возникает разрыв. Устойчивые демократические режимы отдают предпочтение легальности, и тоне всегда. В обществах с неразвитыми демократическими традициями предпочитают легитимность. Ни одна политическая элита не будет отдавать власть только ради буквы закона, если есть народная поддержка.             Рассмотрим соотнесение политических режимов и проблемы легитимности и легальности. При либерально-демократическом режиме легитимность и легальность – в состоянии определенной гармонии, но предпочтение отдается легальности. В авторитарных режимах может быть гармоничный баланс, но чаще это исключение. Если власть наследственна (монархия) и рядом с умным монархом – толковая элита, то так бывает. А вот военные диктатуры заботятся лишь о минимуме легитимности, чтобы не вырвался социальный протест. Тоталитарные режимы в высочайшей степени легитимны. Власть при тоталитаризме любят, воспринимают как свою. Легальность там – в подчинении у легитимности.            Почему общество легитимизирует власть? Это может быть связано с эффективностью режима (оптимальный вариант – легитимная и эффективная власть). Власть может быть нелегитимна, но эффективна – тогда узурпатор доказывает, что может править, и общество его легитимизирует, появляются документы, обосновывающие законность власти (пример – Пиночет). А вот если власть легитимна, но неэффективна, то она начинает терять доверие и уходит из рук либо в результате выборов, либо переворота (пример – НЭП легитимизировал власть большевиков). Массы по разным причинам могут поддерживать даже недостаточно эффективную власть довольно долго -10-15 и более лет. Есть и легитимизация от противного – «может быть еще хуже». Власть – это покой и порядок; здоровый социум не любит потрясений.             Вернемся теперь к такой форме реализации государственной и политической власти, как господство. Макс Вебер разработал классификацию господства, выделив 3 его типа. Одновременно это и классификация легитимности. Вот эти 3 типа идеального господства, 3 классических основания легитимности:1)   традиционное господство. В основе легитимизации – традиция (обычай). Этот тип основан не убежденности в святости старых добрых традиций и в незыблемости справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть. Это характерно для наследственной монархии, князей, вождей племен (и тейлов Чечни), чья власть освящена поколениями. 2)   харизматическое господство (от греч. «Божий дар», «благодать») коренится в  личной преданности человеку – носителю власти, что основано на вере в исключительные качества этого человека. В основе легитимизации здесь особый дар человека или полит. силы (партии) [чаще – человека, лидера]. Власть связана с верой в способности и особый талант лидера. Здесь важно, что и сам лидер, и члены партии верят в эту особую харизму. Ленин: «Нет крепостей, которые бы не взяли большевики». Александр Невский трижды приглашался новгородцами на княжение из Переславля, а после разгрома рыцарей его отстраняли. Алкивиад: «Я еще жив». Обычно считают, что харизма присуща лидерам-диктаторам. Но это не всегда так. Харизмой отличались Де Голль, Черчилль, Ф.Д.Рузвельт, Т. Рузвельт. Этот тип господства может либо превратиться в своего рода светскую религию, либо принять умеренные формы. 3)   рациональное (легальное) господство основано на убежденности в том, что установленный порядок – законный, а органы власти  - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а  закону, они – не подданные, а граждане. Здесь законность и легитимность совпадают. При такой легитимизации правление не личностное (или в меньшей степени личностное), оно становится институциональным. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Этот тип крепчает там, где сильнее – тенденция быть ближе к закону. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти». Вебер считал, что негде нет этих типов в чистом виде.         Кроме принципа легитимности существуют другие принципы власти. Это:            2)принцип полит. реализма. Власть эффективна только если полит. элита не строит иллюзий и не идеализирует реальность, стоит на земной почве интереса. Самые сильные реформаторы – консервативные политики (Тэтчер, Бисмарк, Столыпин), т.к. консерватизм – это полт. Реализм. Отсутствие полит. реализма – это полит. поражение. Макиавелли: «Если вы в политике упали и ждете, что вас поднимут, то вы наивны».            3)принцип деловитости. Политика – это дело, не разговоры, а принятие решений и их реализация. Неэффективная политика делегитимизирует власть. В политике все зависит не от говорения, а от закулисных действий, от «кухни». Примеры, как можно «проболтать» власть – Керенский и Горбачев, имевшие колоссальные шансы состояться как политики, но «проболтавшие» государство.             4)принцип скрытности. Постоянно идет борьба сторонников открытости власти и объективной тенденции, суть которой – в политике нельзя знать всем все. Тайная переписка, скрытые личные контакты, давление и шантаж. Не вовремя сказанная правда может все погубить. В борьбе интересов, борьбе за властные рычаги и ресурсы приходится лавировать.             5)принцип толерантности (терпимости). Власть всегда чья-то и над кем-то. У нее всегда есть оппозиция. При этом власть всегда развернута к обществу, учитывает его, терпима к нему. Поэтому компромиссность заложена в самой природе власти. Не ищет компромиссов тот, кто не политик.             6)принцип конъюктурности. Власть всегда привязана к опред. месту и времени. Она превращает врагов в друзей и наоборот. В политике нет друзей – не из-за аморальности, а из-за интересов. Друзья – вне политики. Отсюда аморальность власти, ее криминогенность и т.д.            7)принцип асимметрии. Субъект имеет власть, а объект – нет. Власть – над ним. Крайнее выражение этого принципа – в полт. Лидерстве.            8)принцип сохранения. Выражается в двух вариантах: а) власть вечна, бытийна, присуща обществу изначально и поэтому постоянно воспроизводится обществом; б) субъекты власти стремятся ее сохранить, продлить. Правило: политик, не борющийся за власть, не может называться политиком.            9)принцип кумулятивности. Субъект власти в силу ее природы имеет ее все больше и больше. Власть как бы «прирастает». Объекты власти при этом наделяют субъект все большими полномочиями.            10)принцип «антифортиссимо» (как бы сглаживает предыдущий принцип). Как бы много ни было власти у субъекта, всей полит. власти он никогда не сумеет в себе аккумулировать, т.к. политическая власть диффузна, ускользает. Эпиктет, римский стоик: «Никакое насилие не может лишить нас свободы выбора – хотя бы умереть за свободу». Это любил цитировать Марк Аврелий.
Категория: Политология | Просмотров: 6097 | Добавил: Genius | Теги: ЛЕГИТИМНОСТЬ, понятие, власти, ВЛАСТИ., ПРИНЦИПЫ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЛЕГАЛЬНОСТЬ
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: