Главная » Архив материалов
Термин «ПЧ» употребляется в двух значениях – узком и широком. В узком значении это те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от Конституций и государственных границ. Это равенство всех перед законом, право на жизнь и неприкосновенность личности и жилища, на уважение человеческого достоинства, свобода веры и совести, свобода от произвольного ареста, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям. В широком же понимании ПЧ – это обширный комплекс прав и свобод личности, их виды и структура. Какова же типология ПЧ?
            Обычно все права делятся на негативные (отсутствие принуждения, свобода от ограничений) и позитивные (свобода выбора, возможность реализации и развития личности). Негативные права накладываются на государство и других людей определенные обязательства не допускать те или иные действия по отношению к личности. Негативные права считают основополагающими, абсолютными, не зависящими от ресурсов и силы государства. Они составляют фундамент индивидуальной свободы. Например, Билль о правах Конституции США направлен на ограждение личности от любых посягательств на ее права со стороны правительства и конгресса. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, право осуществлять определенные действия. Это, например, социальные права (на охрану здоровья, образование, пособие и т.д.); чтобы их осуществить, государству нужны ресурсы.
            Какова же структура ПЧ? Все ПЧ классифицируют по сферам применения: 1) гражданские (личные), 2) политические, 3) экономические, 4) социальные, 5) культурные и 6) экологические. Первые 3 группы прав – права 1-го порядка, вторые 3 группы прав – права 2-го порядка (поколения).
Категория: Политология | Просмотров: 2646 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (1)

 В первобытном обществе проблемы ПЧ не было, т.к. не было отделения личности от общества. Человек не отделял себя от рода и общины, руководствовался вековыми традициями. У него не было чувства индивидуальности. Так было и при появлении государства. Возникновение проблемы ПЧ, самой идеи прав личности, связано с развитием общества. Сама идея появилась у древнегреческих философов – обеспеченных людей с развитым самосознанием. В Древней Греции появилось понятие «права граждан», а не «ПЧ», т.к. не все население полисов было гражданами. Все граждане Афин, например, участвовали в ежемесячном Народном собрании, где решались все вопросы, а решения принимались большинством. Все должности замещались по жребию, а не на выборах. Любой гражданин мог возбудить обвинение против любого должностного лица. Механизм прямого народовластия был четко отработан. Но эти политические права еще нельзя назвать правами человека, они были тесно связаны с государственным устройством и принадлежали только свободным. Такой взгляд на права поддерживали и Аристотель, и Платон. Но философская школа стоиков выдвинула идею естественного закона: любой человек (и даже раб) – это часть природы, он не может полностью подчиняться государству и др. человек. Гражданские права у стоиков вторичны, т.к. человек – гражданин всей Вселенной. Все люди равны от рождения. Подобные идеи высказывал в Китае Моди (Vв. д.н.э.).
            Следующий шаг от понятия «права гражданина» в направлении «ПЧ» был сделан христианством. Именно оно поставило человека как творение Божье выше государства, закон Божий и мораль – выше законов государства. Христианство основано на свободном выборе ценностей и веры самим человеком и тем самым оно способствует развитию индивидуальности. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Примером любви ко всему человечеству является поступок Бока, обрекшего своего сына на страдания на кресте ради спасения всех людей. Проповеди Христа обращаются к униженным и оскорбленным, подчеркивает равенство всех людей перед Богом.
Категория: Политология | Просмотров: 1651 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

В ходе 2-й войны государства антигитлеровской коалиции постоянно декларировали, что после победы над нацизмом необходимо обеспечить уверенность, что все люди во всех странах смогут жить свободными от страха и нужды. Опыт войны привел очень многих людей к убеждению, что эффективная международная защита ПЧ – это важнейшее условие мира и прогресса. Поэтому 24 октября 1945 была создана ООН (в этот день 5 держав и большинство государств-основателей ратифицировали Устав ООН). С этого момента начался новый этап истории ПЧ.
Устав ООН стал 1-м в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы всемирного сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к ПЧ. Его 1-я статья ставила перед ООН, помимо прочего, и задачу такого поощрения и развития уважения к правам и свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. А первым в истории документом, давшим перечень прав и свобод человека, стала принятая 10 декабря 1948г. Всеобщая декларация прав человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей и провозглашает элементарные личные права – на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, защиту от рабства, пыто4к и бесчеловечного обращения, на неприкосновенность чести, достоинства и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, на защиту своих прав независимым и беспристрастным судом (ст.3-12). В ст.13-21 перечислены гражданские и политические права и свободы: право на гражданство, местожительство, выезд из страны, политическое убежище, на владение имуществом, на вступление в брак, свобода мысли, совести, религии, убеждений, мирных собраний, всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании. Статьи 22-27 говорят о социально-экономических и культурных правах: праве на труд, на свободный выбор работы, на благоприятные и справедливые условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, на создание профсоюзов, на отдых, на ограничение рабочего времени, на оплачиваемый периодический отпуск, на уровень жизни, обеспечивающий поддержание здоровья и благосостояния человека и его семьи (включая пищу, одежду, медицинский уход и соц. Обслуживание), на бесплатное и обязательное начальное и общее образование, на доступность высшего образования. Заключительные статьи Декларации посвящены пределам прав и свобод и обязанностям человека перед обществом в целях обеспечения прав других людей, общественного порядка и благосостояния, причем ограничения прав должны быть установлены законом. Декларация не обязывает государства подчиняться нормам, изложенным в ней, а лишь провозглашается задачей к выполнению которой должны стремиться все государства. С тех пор 10 декабря празднуется в большинстве стран-членов ООН как День прав человека.
Категория: Политология | Просмотров: 849 | Добавил: Genius | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

« 1 2 ... 10 11 12 13 14 15 »